Обучение с компьютером: «за» и «против»

 

Майоров А.Н.,
кандидат физико-математических наук, доцент,

методист информационно-аналитического центра ИРО

 

Я хотел бы начать с рассмотрения двух явлений, которые случились не в системе образования, но коренным образом повлияли на неё.

 

1. Общекультурный кризис. Его суть в ином отношении к информации. Если раньше информация представляла личную ценность, то теперь это массовый дешевый продукт.

2. Новые технологии, которые стали частью общедоступной информации. Интернет – как самая продвинутая информационная технология.

 

Это не педагогическая технология и нужны педагогические технологии, чтобы поставить её на службу образованию.

 

Если информация перестала быть необычайной ценностью, то тем самым нанесен серьезный удар по целям, которые до сих пор ставило перед собой образование.

В информационном обществе ценится не получение и переваривание информации, не та классическая схема, когда информация передается на лекциях, усваивается на семинарах, а потом проверяется на экзаменах. Ценится постановка задач, решение этих задач, вовлеченность в их решение.

Предметно-урочная система, так хорошо приспособленная для классической схемы приема-передачи информации, перестает работать. Любой мыслящий педагог старается от неё уйти, придумать что-то новое на основе игры, где есть выигрыш, есть результат, есть понятная эффективность.

В такой схеме ученик и учитель формируют понятное друг другу отношение – не диктата и навязывания, а совместного труда.

В связи с общекультурным кризисом образовательной задачей стало – изменение целей образования, изменение образовательных схем. И есть большая опасность: пойти по пути использования интернета в качестве ещё одной усовершенствованной ручки. В качестве ещё одного предмета, которым можно каким-то образом реанимировать предметно-урочную систему и схему приема-передачи информации.

Это очень большой соблазн, т.к. проще создать оцифрованные учебники, чем действительно реализовать те возможности, которые заложены в Интернете.

Всемирная электронная паутина, накрывшая весь мир, над Россией пока зияет огромными дырами. Однако пустоты эти довольно быстро затягиваются.

Интернетом обзаводятся офисы и предприятия, он есть в каждом институте (университете) и во многих квартирах. Вот только школы, увы, остаются обделенными этим информационным богатством. Сами они при нынешних объемах финансирования не способны обеспечить себя соответствующей техникой и сетевым оборудованием. Хотя, без сомнения, нуждаются в них особенно сильно, поскольку современное понятие элементарной грамотности предполагает также умение пользоваться электронными и интернет-ресурсами.

В настоящее время совместными усилиями правительства и администраций субъектов Федерации реализуется программа компьютеризации российских школ. Министерство образования параллельно с поставкой в школы компьютерной техники заказывает разработку цифровых образовательных ресурсов. Но ожидать быстрой отдачи от этих действий не приходится, т.к. на сегодняшний день Россия является мировым аутсайдером по использованию информационных технологий в образовании.

По данным исследования, проведенного Институтом развития информационного общества, почти 50% школьных компьютеров подарены учебным заведениям физическими или юридическими лицами, а не получены в рамках государственных поставок.

Лишь 19% российских школ имеет локальную сеть, 13% подключено к Интернету; при этом 90% присоединено по коммутируемым сетям. Ни о какой реализации образовательных технологий по такому ненадежному каналу говорить не приходится. Только 11% пользуются электронной почтой, 3% имеют Web-сайты. В странах Европейского союза один компьютер приходится на 7 школьников, в школах России один компьютер приходится на 113 школьников. Только 6% учителей имеют доступ к Интернету дома.

Можно сколько угодно говорить и писать о компьютеризации и информатизации образования, но в школьных кабинетах физики КОМПЬЮТЕРОВ НЕТ, а если и есть, то большинство учителей не знает, что с ними делать.

 

Важнейшей проблемой информатизации образования является и отношение педагогического корпуса к компьютерным технологиям обучения (КТО). Спектр мнений здесь достаточно широк: от полного неприятия до восторженной поддержки. Одни приписывают КТО фантастические возможности и высказывают опасения, что компьютер вытеснит преподавателя из школы и ВУЗа, другие считают компьютер лишней обузой. В этих условиях необходимо отчетливо представлять возможности и роль компьютера в образовательном процессе, потенциал компьютерных технологий обучения и влияние КТО на состав и содержание преподавательской работы.

 

На протяжении тысячелетий сложился определенный стереотип усвоения печатных символов, возникла система обучения чтению, были выработаны приемы, способствующие быстрому возникновению ассоциативных связей при восприятии печатного слова.

В ХХ веке на смену книгам и перу в человеческую цивилизацию вторглись телевизоры, видеомагнитофоны, началась эра компьютеров.

Исследования, проведенные Институтом психологии РАН, показали, что школьники, в обучении которых активно использовались компьютерные технологии, значительно отстают в способности к словесному творчеству и устному счету от своих менее продвинутых сверстников.

 

Чему же отдать предпочтение: книге или компьютеру?

Книга исключительно полезна для передачи информации. Главный недостаток книги – плохая передача аудиовизуальных образов и динамических процессов. Книга не интерактивна, она не позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения.

Компьютер же обеспечивает интерактивный режим работы: с представленным на экране объектом можно взаимодействовать, а в процессы можно вмешиваться.

В целом книга и «электронное издание» принципиально отличаются по существу представления окружающего мира. Если книга – это описание реальности в условных знаках-символах, то цифровой образовательный ресурс дает возможность представить собственно реальность. Это становится возможным благодаря мощному интерактиву, мультимедиа и моделингу, привнесенным в образование компьютером.

К сожалению, цифровой образовательный ресурс покрывает не более 20-25% учебных программ российской школы. При этом большинство изданий крайне сложно использовать в школе напрямую. Это связано с тем, что рынок CD ориентировался не на образовательный процесс в школе, а на самоподготовку.

Компьютеров нет в школе, но они есть у многих учащихся дома, и используются ими преимущественно для игр. И задача учителей физики мне видится в том, чтобы учитель мог руководить учебной работой с использованием домашнего компьютера учениками. Такой опыт изложен в статье Соколовой Н.Ю. «Задания по физике с использованием СМИ» (Физика в школе, 2003, № 4, с.22.).

Но для осуществления этой задачи сам учитель должен получить хорошие навыки работы с компьютером. Здесь на помощь приходят курсы Intel «Обучение для будущего». И прав Крейг Баррет – главный исполнительный директор корпорации Intel, утверждающий, что “Чудеса творят не компьютеры, а учителя”.

К настоящему времени появились мощные компьютеры с огромным быстродействием и ресурсами памяти, специализированные пакеты программ, сетевые технологии и компьютерно-совместимое презентационное оборудование. Все это не могло не отразиться на применяемых учебных компьютерных технологиях, спектр которых значительно расширился. Сам компьютерный инструментарий серьезно обогатился и усложнился.

С точки зрения преподавателя, компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от «вещания» к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом - к более творческой работе.

С точки зрения обучаемого, компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом - повышают качество образования.

Машина не может полностью заменить учителя, но позволяет освободить его от ряда утомительных функций:

- от отработки элементарных умений и навыков,

- позволяет быстро проводить диагностическое тестирование,

- облегчает работу с отстающими (режим самообучения),

- обрабатывать данные о личности ученика (посещаемость, качество усвоения, рейтинг и т.п.)

 

Хотя производители компьютеров утверждают, что опасности для здоровья людей от длительного излучения не существует, лабораторные исследования показывают обратное: биологическое воздействие этих полей вызывает повышенный риск заболевания раком мозга и лейкемией.

Ученые убедительно доказали, что часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, ослабят иммунитет, скажутся на детородной функции организма.

Человек, ушедший в виртуальный мир компьютерных игр, становится опасно зависимым от своего киберпартнера. Сознание игрока управляемо, его возможно закодировать на определенные действия, внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.

 

Опыт работы наших учителей позволяет сформулировать некоторые советы и рекомендации молодым педагогам, родителям и тем, кто работает с детьми и компьютером.

q       Наиболее ответственный период развития психики человека - возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр.

q       Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками. Наоборот, пусть компьютер поможет разнообразить любые затеи. Скажем, набрать и отпечатать пригласительные билеты на домашнее торжество, поздравительный адрес, генеалогическое дерево вашей семьи.

q       Постарайтесь развивать память не только у компьютера, но и собственную: выучите стихи, если сможете, припомните таблицу умножения, формулу длины окружности, дату открытия Америки и Бородинского сражения.

q       Работая с компьютером, через 30-40 минут делайте небольшие перерывы, во время которых полезно посмотреть на деревья, аквариумных рыбок, красивых женщин.

q       Работа ребенка за компьютером должна носить исследовательский характер.

q       Используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира, адаптации ребенка к меняющимся условиям бытия.

q       Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.

Список литературы

1.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

2.      Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы. ( http://www. 256. ru).

3.      Материалы круглого стола Дистанционного научно-методического объединения учителей химии на сайте НООС, www.websit.ru.

4.      Международный образовательный форум “Инновации в образовании, Интернет и личность”. Санкт-Пертербург, 2002.

5.      Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. 2003, № 2. С. 94.

6.      Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

7.      Сапрыкина Г.А. Электронный учебник – современное средство обучения. Сайт НООС, www.websit.ru.

8.      Соколова Н.Ю. Задания по физике с использованием СМИ. // Физика в школе, 2003. № 4.

9.      Тыщенко О.Б., Уткес М.В. Границы возможностей компьютера в обучении. // Образование, 2002, № 4. С. 85-91.